При оценке эффективности каналов привлечения трафика в рамках модели unit-экономики мы часто сталкиваемся с необходимостью корректного расчета маржи с привлекаемого потока пользователей. Этот показатель помогает нам узнать маржу, полученную с каждого покупателя (платящего пользователя) и каждого привлеченного пользователя. Для правильной оценки маржинальности потока привлеченных клиентов нам нужно корректно рассчитать COGS. Когда мы вычтем COGS из выручки, мы получим показатель "Gross Profit" (или "Валовую выручку"), которая в дальнейшем будет необходима для расчета дохода с пользователя.
Что такое COGS?
Английская аббревиатура COGS происходит от сокращения наименования показателя “Cost Of Goods Sold” (в переводе - “Цена проданных товаров”) и отражает себестоимость проданных товаров или предоставленных услуг.
Что стоит учитывать при расчете COGS?
В себестоимость включаются и постоянные, и переменные издержки. Решение о том, включать ли постоянные издержки, связанные с производством (предоставлением услуг), в COGS или нет - зависит от принятого в компании метода учета затрат. Но это уже не входит в функционал департамента маркетинга. В идеальной картине мира, точные данные по COGS предоставляет финансовый департамент или бухгалтерия.
Как не ошибиться, учитывая расходы в к COGS?
В целях маркетинга, чтобы не запутаться, и в итоге посчитать корректно валовую прибыль (для оценки эффективности маркетинговых мероприятий) целесообразно при отнесении затрат к COGS руководствоваться ответом на вопрос: "Понесла бы компания включаемые в COGS траты, если бы не предоставила данный продукт или услугу клиенту?"
Если ответ положительный - то не включайте эти затраты в состав COGS, их нужно отнести к фиксированным издержкам предприятия, а если ответ отрицательный, этих затрат не было бы - то вы имеете дело как раз с COGS.
Пример учета затрат в COGS.
Например, для выпуска чулочно-носочных изделий была закуплена пряжа, которая использовалась на давно работающих в компании станках. Каждая пара чулочно-носочных изделий упаковывается в пленку, в упаковку вкладывается картонная вкладка, используется полноцветная бумажная упаковка.
Изделия изготавливаются в цеху, ежемесячно предприятие оплачивает коммунальные расходы (в дни, когда станки не работают, цех продолжает выполнять другие задачи), ежедневно в цеху моет пол уборщица.
Что из перечисленных расходов предприятия отнести к COGS?
Однозначно в состав COGS войдут расходы на пряжу, упаковку (все перечисленные виды), а вот зарплата уборщицы, коммунальные расходы и амортизация станков не будет учитываться в COGS, так как данные расходы предприятие несет даже в тех случаях, когда не выпускает чулочно-носочные изделия.
Как записывать COGS при расчете юнит-экономики?
COGS может учитываться в unit-экономике как в виде процента от цены продукта или среднего чека, так и в абсолютных значениях (в рублях).
Если розничная цена реализуемой продукции отличается в зависимости от канала дистрибуции, желательно считать COGS в деньгах (так как при использовании процента вы можете получить некорректные данные при различной отпускной цене).
Желаю вам успешных маркетинговых мероприятий!
Комментарии