В повседневной жизни мы все так или иначе касаемся историй: рассказываем их друзьям, слушаем от знакомых, а иногда и сами становимся частью какой-либо истории.
Сторителлинг — это прием в журналистике, копирайтинге и других вариантах коммуникации, с помощью которого мы можем превратить простое повествование в полноценный рассказ.
Истории часто используются в рекламе и в подкастах, чтобы аудитории было интереснее вникать в продукт. Итак, как же правильно использовать сторителлинг в своей коммуникации?
Несколько простых правил
История отличается от простого повествования прежде всего наличием структуры и литературных оборотов, например, эпитетов, метафор или гипербол. Это не главный отличительный признак, но очень характерный для тех, кто хочет составить интересный рассказ. Структура содержит в себе привычные нам начало (завязка), середину (кульминация) и конец — это самый простой вариант структурирования своих историй. Еще одним важным правилом сторителлинга является наличие главного героя — и здесь вариаций может быть много. В качестве первопроходца рассказа может выступать человек (в случае с рекламой — клиент или, наоборот — сотрудник), а может и предмет (например, продукт или услуга).
Источник Unsplash
Главный герой, как и в любом другом жанре, должен пройти трансформацию, путь, в течение которого с ним происходят различные события, важные для истории. Если вы хотите использовать сторителлинг в рекламной коммуникации (даже если речь идет о контенте, а не прямой рекламе), то есть важный нюанс: события, происходящие с вашим героем должны быть близки и понятны целевой аудитории.
Даже в фантастическом или фэнтэзийном жанре легко считываются привычные для нас всех ситуации: например, Гарри Поттер находит друзей, влюбляется, расстается, страдает, испытывает одиночество, рискует и все это — на фоне волшебных палочек, драконов и зелий. Человек, читающий вашу историю, должен суметь сопоставить себя с главным персонажем, понимать его чувства и эмоции — при этом, совсем не обязательно их разделять или принимать на свой счет.
Источник Unsplash
Итак, используя сторителлинг, проверьте, соответствует ли ваша история нескольким правилам:
- Наличие начала, середины и конца повествования
- Наличие главного героя, который проходит свой путь
- Понятные и близкие аудитории события и эмоции
- Литературный разговорный язык, без сухих фактов и канцелярии
- В качестве дополнения, в историю можно ввести антагониста, чтобы было интереснее
Сторителлинг в маркетинге
Если с литературой, копирайтингом и журналистикой все понятно, то как сторителлинг может пригодится в маркетинге? Ответ очень прост: вы можете использовать этот прием в качестве контентной составляющей вашего плана, либо для прямой коммуникации с аудиторией.
Например, пользовательский опыт (проще говоря — отзывы) можно облачить в полноценную историю, где главным героем и станет ваш клиент. У него будет проблема, с которой начнется история, он пройдет долгий путь и в итоге придет к решению своих вопросов с помощью вашего продукта. Еще один вариант — сторителлинг для социальных сетей, в которых вы можете разделить свою историю на целую серию постов. При таком подходе вы используете еще один прием — сериальное повествование: так, при интересном и грамотном подходе к контенту, выход продолжения истории будут ждать, как выход новой серии.
Источник Unsplash
Портал Sparkol опубликовал самые популярные варианты развития историй, которые можно использовать при подготовке контента:
- Мономиф. В такой истории главный герой получает опыт или урок, который влияет на его эмоции, жизненные взгляды или образ мышления.
- Сравнение. В таком повествовании постоянно сталкиваются мечты об идеале и реальность — контраст, на котором строится история
- Лепестки. В этом варианте вокруг одной проблемы собираются несколько историй.
- Фальстарт. Необычный способ, при котором история резко обрывается, а потом начинается заново, с новыми вводными.
Сторителлинг — отличный прием для всех, кто любит рассказывать истории. А как вы относитесь к такому жанру в рекламе?
Комментарии