В сентябре 2024 года уровень безработицы в России составил 2,4%, а в октябре того же года этот показатель достиг исторического минимума - 2,3%, а в городах этот показатель не превышает 1,9%. Но и в условиях высокого спроса на сотрудников, для того чтобы претендовать на лучшие вакансии, нужно обладать самыми востребованными компетенциями. Опираясь на 20-летний опыт работы в маркетинге, 15-летний опыт работы начальником отдела маркетинга, руководителем департамента маркетинга и директором по маркетингу, общения с руководителями компаний и владельцами бизнесов, в этой статье поделюсь своим списком требований к соискателю должности директор по маркетингу.
Каждый работодатель подбирает директора по маркетингу в соответствии с целями и требованиями бизнеса и руководства компании, но есть характеристики, которые универсальны для большинства работодателей.
Одним из ключевых требований к директору по маркетингу является умение комплексно смотреть на маркетинг проекта или компании, обладать стратегическим подходом к решению задач и также директор по маркетингу должен уметь принимать оперативные решения (в том числе, оценивая возможные риски в условиях ограниченных временных возможностей). Очевидно, что хороший директор по маркетингу - отличный управленец, который берет на себя ответственность за результат, ставит цели и четко формулирует задачи, делегирует процессы и владеет другими навыками управления персоналом
Помимо подхода и качеств менеджера, к директору по маркетингу предъявляются требования в плане профессиональных компетенций: владение инструментами, которые позволят объективно оценить текущую ситуацию в бизнесе и измерить результативность реализуемых мероприятий. Директору по маркетингу важно знать, при помощи каких маркетинговых инструментов можно достичь поставленных перед бизнесом целей. Успешный директор по маркетингу не просто "управляет маркетингом в бизнесе", такой руководитель "сначала строит системный маркетинг, налаживает процессы и постоянно повышает их эффективность для получения лучших результатов".
Отсюда следует, что директор по маркетингу должен уметь принимать решения на основе анализа данных о бизнесе, а также обладать навыками организации процесса сбора этих данных (не обязательно своими руками, тут могут быть привлечены исполнители).
Добавлю требования, которые предъявляются к профессиональным знаниям директора по маркетингу:
- анализ рынка, в том числе - конкурентный анализ,
- изучение клиентов и целевой аудитории,
- позиционирование и отстройка от конкурентов, формирование УТП,
- построение unit-экономики, анализ и принятие решений на основе этого инструмента,
- реклама и продвижение (в том числе, работа по привлечению трафика, работа с креативами),
- выстраивание системы лояльности и оценки удовлетворенности клиентов продуктом или услугами,
- организация поддержки продаж,
- представление о современных инструментах, применяемых в маркетинге и продвижении, в том числе онлайн (с использованием актуальных технологий и инструментов),
- знание основ психологии маркетинга.
Можно долго продолжать список необходимых компетенций, при этом уже озвученные выше требований достаточно для успешной работы в должности главного профессионального маркетолога в компании.
Помимо профессиональных и управленческих навыков, директор по маркетингу должен быть ориентирован на результат, обладать лидерскими качествами и навыками продуктивной работы в команде.
Согласитесь, достаточно обширный спектр навыков и знаний для одного специалиста, но они необходимы для выстраивания качественного маркетинга. Бизнесы, которые пока не готовы пригласить такого специалиста в штат компании, могут воспользоваться услугами маркетингового агентства, которое поможет реализовать системный подход в продвижении бизнеса и привлечении клиентов.
Комментарии