Агентство
интернет-маркетинга

 

10 шагов к репутации eco-friendly бренда

11.04.2024

Сложность: средняя

5 мин.

69

как быть экологичным брендом

Одним из ключевых трендов современности стала экологичность. Это выражается во многих аспектах: от популяризации раздельного сбора отходов до изменения бизнес-модели компаний. Пусть в России это происходит не так активно, как в Европе, но общая тенденция проявляется однозначно: потребители все больше внимания уделяю тому, насколько экологична та или иная компания. Как следствие, претерпевает изменения и подход к управлению репутацией: чтобы сохранять благосклонность потребителей в долгосрочной перспективе, бизнес должен стремиться к экологизации. Проще говоря, становиться eco-friendly подход. О том, как заслужить репутацию дружелюбной к окружающей среде компании и что это даст, предлагаем поговорить предметно.

Зачем бизнесу делать ставку на экологичность?

Дело здесь не столько в соответствии модным трендам. Быть экологичным – это возможность бизнесу сократить расходы в будущем и подчеркнуть полезность для потребителя. То есть эффект, как минимум, двойной: и экономический, и репутационный.

Экологические нормативы действительно год от года ужесточаются. Общий смысл таков: чем выше нагрузка от деятельности компании на окружающую среду, тем больше ей придется платить. Судя по европейскому опыту, это неизбежный сценарий развития.

Сегодня в России уже действует так называемая расширенная ответственность производителей, положения которой затрагивают и проблему образования производственных отходов. В качестве ее решения предлагаются 2 пути:

  1. Компания сама решает вопрос утилизации отработавшей свое продукции.
  2. Если программы утилизации нет, предприятие платит денежный сбор.

Другими словами, если нет организованного процесса переработки образуемых отходов, приходится платить. 

Важно учитывать и такой момент, что год от года категорий бизнеса, к которым предъявляются строгие экологические требования, становится все больше. Поэтому лучше действовать на опережение.

Не стоит забывать и о мнении общественности. Потребители все больше ценят те компании, которые ответственно обращаются с природой. Если это игнорировать, то вы рискуете потерять очки в глазах клиентов. А то и навлечь на себя их гнев.

Яркий пример: скандал вокруг строительства на Байкале завода по розливу воды. Местное население восприняло эту идею в штыки, привлекло внимание СМИ и медийных личностей. Дело дошло до прокуратуры – в результате строительство завода было признано незаконным.

Экологизация деятельности принесет и материальную пользу бизнесу:

  • Сократятся затраты на расходные материалы и энергию
  • При снижении объемов отходов уменьшатся и издержки на их утилизацию
  • Чем меньше компания компания воздействует на природу, тем ниже риск попасть под санкции надзорных органов

В общем, причин переводить бизнес на eco-friendly-рельсы немало. Вот только процесс этот простым точно не назовешь. Казалось бы, что такого – просто начать тратить меньше ресурсов, не выкидывать бумагу, а сдавать ее на переработку… В действительности же экологизация бизнеса – это длительная многоэтапная задача, требующая последовательного подхода. И решать ее можно разными путями. Основные из них предлагаем рассмотреть подробно.

Путь 1: обновите производство

Это самый масштабный, затратный, но и самый эффективный путь. Если вашей компании уже немало лет, то начать стоит именно с него. Как показывает практика, многие предприятия по-прежнему используют устаревшие производственные линии, выпущенные в ту пору, когда вопросы заботы о природе были явно не приоритетными.

\Сегодня же практически для любой сферы деятельности можно найти оборудование с, как минимум, не меньшей производительностью, но куда более безопасное для окружающей среды. И более надежное. Кроме того, такая модернизация производственных мощностей откроет новые возможности развития производства, наращивания продуктивности компании. И, следовательно, увеличения прибыли.

Для общественности же будет ценно то, что вы задумываетесь о влиянии своего бизнеса на экологическую обстановку. Это однозначный плюс в вашу репутацию.

Путь 2: извлекайте выгоду из вторсырья

Согласны, не во всех отраслях может использоваться вторсырье. Но если ваша сфера это позволяет, то не стоит игнорировать эту возможность.

Из вторсырья можно изготавливать широкий спектр продукции:

  • Упаковку различных форматов.
  • Пакеты.
  • Хозяйственные товары и т.д.

Получать сырье для переработки так же можно различными способами. Самый простой вариант – закупать его у компаний-сборщиков и затем давать ему новую жизнь на собственном производстве. Или найти посредника, который возьмет этот процесс на себя, поставляя вам готовые изделия. В любом случае затраты на такой материал будут ниже, чем на новый.

И не стесняйтесь говорить о том, что используете вторсырье. Например, на упаковке можно так и написать: “Этот пакет/коробка/бутылка изготовлен из переработанного сырья”. Такое аккуратное указание на то, что вы заботитесь об окружающей среде. Потребители это оценят.

Путь 3: оптимизируйте работу с отходами производства

Если ваша деятельность предполагает образование отходов, то не помешает задуматься о том, что с ними можно сделать. Вариантов может быть несколько:

  • Утилизировать самостоятельно.
  • Продавать другим компаниям для их нужд.
  • Использовать как сырье для другой продукции.

В идеале нужно стремиться к третьему варианту и переходить на полностью безотходное производство. Это будет полезно и для природы, и для финансового положения вашей компании. И опять же плюс к бизнес-репутации.

Путь 4: используйте меньше упаковки

Один из самых простых путей, которым многие производители, однако, пренебрегают. В попытках придать продукции “элитарный” образ компании явно перебарщивают с количеством упаковки. Простой пример: пакетированный чай. Фасуя каждый пакетик в индивидуальный конверт, производитель в разы увеличивает расход упаковочных материалов. И, соответственно, нагрузку на природу. С этой точки зрения “простые” варианты, когда пакетики просто уложены один к одному в картонную коробку, выглядят куда более устойчивыми.

Впрочем, пример с чаем не совсем репрезентативен. Индивидуальный конверт нужен еще и для того чтобы чай лучше сохранял аромат, не впитывал внешние запахи и т.д. Но, если отказаться от дополнительной упаковки нет возможности, можно попробовать сделать ее более экологичной. Например, заменить пластик на бумагу, которая и для переработки подходит, и в природе разлагается.

В идеале же расход упаковочных материалов нужно стремиться сокращать. Это принесет и экономию, и плюс в вашу экологическую карму.

Путь 5: отучайте клиентов от чеков

Бумажные чеки – серьезная головная боль для природы. Совокупный объем таких отходов огромен, а вот обращаться с ними очень сложно. Запомните: чеки не перерабатываются, их нельзя сдавать в макулатуру, а, попадая в окружающую среду, они заражают ее.

Дело в том, что для чеков используется специальная термобумага, обрабатываемая Бисфенолом А. Это токсичное вещество, которое способно проникать в организм даже при простом прикосновении к чеку.

А еще чековая бумага дорогая и серьезно зависит от импорта. Поэтому, чтобы повышать свою устойчивость, лучше минимизировать количество печатаемых чеков:

  • Продвигайте среди клиентов переход на электронные чеки.
  • Спрашивайте клиентов, нужен ли им напечатанный чек.

Такие подходы сегодня используют очень многие компании. “Лента”, “Пятерочка”, “Газпромнефть” – вот лишь некоторые примеры. И их опыт подтверждает, что отказ от бумажных чеков одобряется потребителями.

Путь 6: отказывайтесь от бумажных документов

Развиваем тему из предыдущего пункта дальше: переходим на электронный документооборот. Чем сильнее ваш бизнес связан с необходимостью готовить различные документы, тем больший эффект вы получите от такого перехода. Вот лишь несколько плюсов ЭДО:

  • Экономия на бумаге – с учетом текущих расценок экономия может получиться ощутимая.
  • Ускорение всех “бумажных” процессов.
  • Упрощение работы с документами.

Так что польза от внедрения ЭДО будет и для вас лично.

Также бумагу можно заменить на онлайн-чаты и созвоны, электронные презентации и т.д.

Далее же останется только правильно преподнести новый подход к работе своей целевой аудитории.

Путь 7: установите контейнеры для раздельного сбора отходов

Это несложный и весьма эффективный способ помочь окружающей среде и наглядно показать свое стремление к экологичности. Контейнеры с отдельными боксами под отходы разного происхождения можно установить прямо в офисе, на производстве, в клиентской зоне, на фудкорте и т.д. Такая практика распространена уже довольно широко, яркий пример: моллы “Мега”. 

Собранное таким образом сырье можно сдавать на переработку или же использовать для собственных нужд.

Путь 8: пересмотрите свое обращение с энергией

Экономя энергию, вы не только сократите расходы, но и внесете вклад в защиту окружающей среды. Сокращать расход энергоресурсов можно самыми разными способами:

  • Возьмите за правило отключать на ночь оргтехнику и освещение в офисе.
  • Установите датчики освещения в тех зонах, где люди находятся редко.
  • Перейдите на энергосберегающие или светодиодные лампочки.

Клиентам это, возможно, будет не слишком заметно. Но вы можете сами акцентировать на этом внимание. Например, рассказать о принятых мерах в ежегодном отчете. Или разместить соответствующий пост в важную экологическую дату.

Путь 9: принимайте участие в эко-акциях

Опять же неплохой инфоповод, с помощью которого вы покажете аудитории свое ответственное отношение к природе.

Совсем не обязательно сразу вписываться в какие-то масштабные инициативы – можно начать с местного уровня. Например, подключитесь к акции по высадке деревьев, проспонсируйте организацию точки сбора вторсырья. Впрочем, и в глобальных эко-акциях – например, в “Часе Земли” – можно участвовать без особых вложений. Только не забывайте рассказывать аудитории об этом.

Путь 10: проводите собственные акции

Сложнее, но эффективнее. От вас потребуется больше организаторских вложений, но и охват, а, значит, и привлеченное внимание, будет шире.

Опять же, формат таких активностей может быть различным – вот лишь несколько примеров:

  • Скидка на новый товар за сдачу старого – такое практикую многие сети электроники.
  • Месячный отказ от бумажных чеков – сэкономленной суммой можно будет поддержать какую-либо экологическую инициативу, что дополнительно “озеленит” ваш бренд.
  • Сбор тех или иных отходов – пластиковых крышек, батареек, макулатуры и т.д.

Проводить подобные акции можно и в виртуальном формате. Например, запустите среди подписчиков своего паблика в соцсетях флешмоб “Я помогаю природе”. С большой вероятностью это получит хороший отклик.

“Эко” нужно быть, а не казаться

Учитывайте, что если вы хотите получить репутацию eco-friendly-бренда, то над этим придется работать постоянно. Одиноразовые активности могут принести обратный эффект – вас могут заподозрить в лицемерии и имиджмейкерстве (в негативном смысле). Другими словами, если уж решились, то нужно действовать глобально. Экологизировать саму концепцию бизнеса.

Но совсем не обязательно сразу приступать к чему-то глобальному. Можно начинать с маленьких шагов, постепенно приучая аудиторию к мысли, что ваш бренд ответственно подходит к вопросам защиты природы.

И не стесняйтесь рассказывать о своих начинаниях и успехах. Разумеется, не нужно этим бахвалиться, но рассказывать об этом в спокойной риторике, с правильным посылом аудитории точно стоит. И помните, что это – долгосрочное вложение, эффект от которого с каждым годом будет становиться все ощутимее.

Готовы пообщаться?Готовы пообщаться?Готовы пообщаться?

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кейсы