Агентство
интернет-маркетинга

 

Как реагировать на критику в рабочих проектах

26.11.2023

Сложность: новичок

4 мин.

132

критика рабочие вопросы

Каждый из нас сталкивался с крайне неприятным явлением на работе — с критикой. К сожалению, критиковать чужую работу любят практически все: любой сделал бы эту задачу лучше, чем исполнитель. При этом, очень часто, мы не получаем конкретной обратной связи, которая улучшила бы процесс или итоговый результат, а просто выслушиваем поток субъективной информации.

Бороться с критикой очень сложно, как и пытаться игнорировать задетое эго, особенно, если на проект было потрачено много сил, времени, а вы были убеждены, что подготовили шикарный результат. Давайте вместе разберемся, как можно оградить себя от критики и не воспринимать ее близко к сердцу.

Небольшое предисловие

Для того, чтобы в статье мы говорили об одном и том же, предлагаем начать с понятия “критика”. Тезис очень прост — ЛЮБАЯ критика — это оценка того, кто эту критику произносит. Оценочные суждения вообще очень тонкая грань — в 90% случаях они носят субъективный характер, потому что нельзя судить о правоте того или иного события, основываясь только на своем единичном опыте. 

критика рабочие вопросы

Очень важно разделять критику и буллинг. Критика уместна, когда она исходит от профессионала, либо руководящего лица (да, к сожалению, власть награждает нас чуть большим правом на критику, просто по причине того, что ответственность за результат в итоге несет именно руководитель) и касается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО проекта. Все, что выходит за грани работы: осуждение внешности, образа жизни, семьи, религиозных взглядов и других личных моментов уже не является критикой. Это буллинг. Если вы подверглись травле, пускай даже под маской критики, ни в коем случае не позволяете ей двигаться дальше. Никто не имеет право осуждать вас, как личность, просто потому, что никто не жил вашу жизнь.

А теперь поехали 🙂

Ориентируйтесь в ситуации

Наш мозг, как и наша психика, очень не любят незнакомые ситуации. Этим двоим намного проще существовать, когда жизнь идет по протоптанной дороге, и им не приходится выстраивать новые нейронные связи и искать пути решения. 

Для того, чтобы не паниковать и избежать желания плакать, когда вас критикуют — дайте себе четко ориентироваться в ситуации, которая происходит. Для этого можно ответить на следующие вопросы:

  • Где я нахожусь (описать пространство вокруг себя).
  • Кто меня критикует (должность, ваш формат отношений, иерархия и т.д.).
  • За что меня критикуют (проект, задача, невыполненные обязательства).
  • Поможет ли мне критика этого человека улучшить ситуацию/проект.

Проводя себе подобные интервью, вы сможете приземлить ситуацию, вывести ее в русло фактов, а не эмоций. Да, это произошло, да вам обидно. Но четкое понимание и осознание того, что случилось, поможет вам найти пути решения для своей психики.

Например, итогом интервью может быть ситуация, в которой вас на улице подловил назойливый коллега из другого отдела, который решил, что его мнение для вас важно и раскритиковал проект, в котором не разбирается. Эта ситуация на языке фактов просто смешна и нелепа, причем главным персонажем в ней выступает тот самый коллега. Осознание того, что это не вы подверглись критике, а просто человек решил перед вами опозориться меняет фокус психики и создает для вас более комфортные условия.

В этот же пункт можно отнести тщательную подготовку к встречам и к защите проекта, которые для вас важны. Чем больше вы разбираетесь в теме, тем сложнее будет подловить вас на вопросах и вывести на эмоции. Даже самый вредный руководитель не сможет пойти против профессионализма и хорошей погруженности в тему.

Разделяйте личное и рабочее

Как мы и говорили в самом начале, критикой может быть только рабочая оценка от профессионала или руководителя. Ваши коллеги по проекту, рабочая группа, внезапные профи из смежных отделов могут выражать свое мнение, но точно не критиковать ваш проект. Иногда мнение тоже бывает обидным, но это уже отдельная тема для разговора. Да, это строго — но именно так выстраиваются личные границы: бескомпромиссно и четко.

Всегда помните о том, что работа, сколько бы она не занимала вашего времени, не определяет вас как человека, как личность. Вы на работе и вы дома/у друзей/в парке/за едой/во сне (список можно продолжать вечно) — совершенно разные ячейки общества. Даже если ваши черты характера были воспитаны в адских проектах и у строго руководителя, это совершенно не значит, что работа теперь является основой вашей личности. 

как реагировать на критику в работе

Любая критика в адрес проекта или задачи — это критика в адрес проекта или задачи, но никак не к вам, как к человеку. Четкое разделение рабочего и личного поможет вам не воспринимать на свой счет мнение коллег. То, что в проекте что-то не получилось не говорит о том, что вы ленивый или слабый — это говорит о том, что в задаче есть моменты, которые важно отработать и довести до ума, что у вас обязательно получится.

В психотерапии есть неплохая практика “Разделение” — она помогает пациентам объективнее смотреть на вещи и давать психике повод осмыслить ситуацию иначе. 

Приведем простой пример: 

Очень часто критика воспринимается нами негативно, слезливо и обидно по причине того, что мы проецируем на критикующего человека образ значимого взрослого, чья оценка была для нас очень важна в детстве. Например, образ вечно недовольной матери или холодного отца, которые не были в курсе о пятибальной системе оценок в школе и требовали приносить только “отлично” в дневнике. При столкновении с критикой на работе, наша психика находит “вытоптанный” путь и реакцию на такое обращение с нами. В этот момент очень важно не превратиться в маленького обиженного ребенка, и сделать это можно с помощью практики “разделения”. 

Посмотрите на критикующего вас сейчас человека и вспомните значимого взрослого, чья оценка была для вас важна. А теперь найдите 10 отличий между ними. Буквальных: она высокая, а моя мама — нет. Она стройная, а моя мама — нет. И так далее — на 10 пункте ваша психика поймет, что что-то она делает не так, и вместе с вами найдет новую реакцию на происходящее событие.

Умейте распознавать манипуляции

К сожалению, очень часто критикующие нас коллеги применяют в ход запрещенные приемы под названием “манипуляции”. Их бывает великое множество: от принижения заслуг, до газлайтинга (когда нас пытаются убедить в том, что происходящее с нами нереально, что мы неправильно и неверно его истолковываем и вообще все видим не так, как нужно).

критика от коллег

Хороший навык, который обязательно пригодится вам в жизни — умение распознавать манипуляции и сразу же пресекать их по отношению к себе. Скажем честно — это не так-то просто, но существует несколько очевидных особенностей поведения манипулятора, которые вам помогут:

  • Человек строит из себя жертву, намеренно принижает свои заслуги и пытается вызвать у вас жалость (как итог — вы охотнее выслушиваете “критику” бедного-несчастного).
  • Человек пытается выдать свое мнение за истинный факт и навязывает вам его (как итог — вам приходится соглашаться под напором его “аргументов”).
  • Человек подтасовывает факты и выдает ложь за правду (как итог — вы чувствуете себя разбито из-за психологического насилия).
  • Человек устраивает вам эмоциональные качели и расшатывает ваши настроение и психику (как итог — вы соглашаетесь на что угодно, лишь бы ситуация стала стабильной).

Критики таких людей стоит опасаться —  в большинстве случаев она направлена не на благие цели, а для того, чтобы удовлетворить свои нереализованные потребности за ваш счет. С объективной и разумной критикой такое поведение не имеет ничего общего.

Позволяйте себе ошибаться

Синдром отличника очень свойственен для детей, воспитанных советским поколением. Это ни в коем случае не камень в чей-то огород (если только небольшой), это реалии, с которыми нужно научиться жить.

Высокие стандарты, предъявляемые к детям, не могут не отразиться на психике уже взрослого человека. Если в детстве вам приходилось заслуживать любовь и доказывать свою полноценность и “хорошесть”, то, скорее всего, вы не умеете не воспринимать критику близко к сердцу. Это связано с тем, что любая ошибка для вашей психики — это шаг назад в завоевании любви и признания, это знак того, что сегодня ты плохой и ни к чему не годный.

критика внутри коллектива

На самом же деле, ошибки — это обычная, совершенно нормальная часть жизни. Ошибаются абсолютно все, вне зависимости от должности, возраста, веса, роста, пола и других параметров. Да, одни ошибки стоят больше, чем другие. Но это не значит, что среди нас есть роботы, способные действовать по четкому алгоритму, минуя человеческий фактор. 

Ошибка или неудавшаяся задача не определяет вас, как человека и не дает совершенно никаких новых вводных для вашей личности. Строгость к себе — это хорошее качество, пока оно не начинает доводить вас и ухудшать качество жизни. Позвольте себе быть просто человеком, имеющим право на ошибку, усталость, слезы и раздражение. Разрешайте себе злиться, обижаться и хотеть уволиться с работы. Самое важное — ограничивайте все это в сроках (например, злиться не более недели или расстраиваться не более месяца — иначе эти эмоции станут перманентными и мешающими). 

Любовь к себе, в том числе подразумевает отказ от нарушения ваших границ, даже посредством критики. Если постоянная оценка ваших способностей в негативном ключе мешает вам развиваться и комфортно себя чувствовать — меняйте ситуацию и не жалейте ни о чем — вы обязательно проявите себя, просто в другом месте.

Готовы пообщаться?Готовы пообщаться?Готовы пообщаться?

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кейсы