ConvertMonster › Блог › SEO › 5 причин использовать ЧПУ-адреса страниц и все про SEO Friendly URLs
5 причин использовать ЧПУ-адреса страниц и все про SEO Friendly URLs
Convertmonster
18.02.2015
17 656
Правильный ЧПУ адрес сайта позволяет повлиять на SEO вашего сайта самым непосредственным образом. От того, какими будут URL страниц сайта, зависит не только вид сайта в поиске, но многие другие факторы SEO. Как создать грамотный ЧПУ страницы и как использовать ЧПУ в продвижении сайта вы узнаете в этой статье.
Что такое ЧПУ и причем тут SEO
ЧПУ адрес или ЧеловекоПонятный УРЛ - это адрес страницы, который прост и понятен для посетителя сайта и поисковых систем (Search Engine Friendly URL). Давайте разберемся во всех преимуществах ЧПУ адресов, рассмотрим примеры ЧПУ для всевозможных обстоятельств и научимся правильно использовать ЧеловекоПонятные УРЛы в любых ситуациях. Я часто пишу о том, что SEO - это комплекс множества факторов, и одним из таких факторов является URL-адрес страницы.
Не буду тратить время и перейду сразу к примерам.
Пример не ЧПУ адреса страницы:
Последний URL страницы выглядит и читается проще прочих.
Как использовать ЧеловекоПонятные УРЛы
Первое, что приходит в голову - ключевые слова! Если человек ищет резиновую утку, дайте ему простой адрес:
rezinaoptom.ru/igrushki/utka-rezinovaja
Теперь, когда кто-то поставит на вас адресную ссылку, она будет нести в себе ключевые слова, а не номер id страницы, который ничего не означает.
Еще ЧПУ ссылки легко запоминаются:
seoimba.ru/blog/seo
Такой URL легко ввести вручную и сразу понятно, что нас там ждет SEO блог. То есть, посредством ЧПУ адреса, мы предоставляем посетителям больше информации о странице, на которую ведет ссылка. А ссылка несущая в себе больше информации - полезнее и ценнее.
Если ЧПУ ссылка содержит ключевые слова, то вся ссылка в сниппете либо же ее часть выделяется жирным. Это делает ссылку на сайт более заметной и увеличивает CTR сниппета страницы в поиске (кликать будут чаще, чем на конкурентов).
Скрин 1. Яндекс разбирается в свежей рыбе.
Скрин 2. А Google знает толк в КамАЗах.
Структура и шаблоны ЧПУ
Структуру ЧеловекоПонятных УРЛов можно оформить по-разному. Какой будет структура ЧПУ может зависеть от особенностей работы движка сайта, тематики или общей структуры сайта. Вот несколько примеров самых распространенных ЧПУ шаблонов.
Пример прямого ЧПУ адреса:
doktorzlo.ru/kontakty/
Пример прямого ЧПУ адреса с расширением:
doktorzlo.narod.ru/kontakty.html
Такой адрес обычно имеют статические страницы вроде страницы «Контакты».
Пример ЧПУ категорий интернет-магазина:
Заметьте, как удобно извлекать из такого адреса данные для запроса и как сложно потом перемещать страницы из одной категории в другую.
Чтобы корректно переместить страницы придется использовать 301 редирект, иначе исходная страница станет недоступной, а страница по новому адресу окажется дубликатом исходной, которая теперь недоступна.
Поисковики не оценят такие маневры и страница «вылетит» из поиска со всем вытекающими.
Постарайтесь не углублять структуру адресов, чаще всего достаточно глубины одной категории и множества категорий:
Ведь чем дальше от названия домена сайта категория, тем ниже ее значимость для поисковых систем.
ЧПУ транслитом
Поисковые системы понимают любую транслитезацию по ГОСТу. Транслитезация оптимальна для создания ЧПУ, так как символы латиницы универсальны и не создают проблем при обработке. Кириллица, переведенная в транслит, достаточно легко читается и способна быстро предоставлять информацию о названии документа как людям, так и поисковым системам. Плюс транслита может быть в том, что сайт, использующий транслит в ЧПУ, в том же языковом регионе может иметь больший приоритет, чем сайт использующий латиницу.
Скрин 3. Выделение Яндексом транслитизированного ЧПУ во всей красе.
Ну, а если вашей творческой частичке не нравится, как выглядят названия страниц транслитом - пишите ЧПУ латиницей.
ЧПУ латиницей
Латиница универсальна, ее легко обрабатывают поисковые системы, понимает половина мира и большая часть Россиян. А такие слова как shop, contacts или delivery уже давно близки и знакомы всем. Так что не бойтесь использовать английские слова в названии страниц и других документов, если такой вид ЧПУ кажется вам более подходящим.
Скрин 4. Как видно из скриншота, Google выделяет и латиницу, и кириллицу.
ЧПУ кириллицей
Многие сайты используют кириллические ЧПУ, например, Википедия. Только есть одна проблема - кодирование кириллических символов в URL при копировании ссылки.
Фактически, кириллический ЧПУ:
Пробелы, нижнее подчеркивание или дефис (тире) в ЧПУ
Не используйте в ЧПУ адресах пробелы! Пробелы лучше заменять на «-» или «_». А что лучше использовать в названии ЧПУ вместо пробела: тире (дефис) или нижнее подчеркивание? Давайте сравним.
Тире (дефис) в ЧПУ устанавливается нажатием одной клавиши минус и служит разделителем. Кликните два раза подряд на слово, и оно выделится ровно до появления тире.
mysite.ru/mama-papa-ya
Функционально дефис выполняет ту же роль, что и пробел, однако, он может иметь собственное смысловое значение к конструкции ЧПУ.
Нижнее подчеркивание в ЧПУ требует нажатия комбинации двух клавиш Shift и минус (+1 лишнее действие). Кликните два раза подряд на любую часть строки и выделится вся строка как будто это одно слово.
mysite.ru/mama_papa_ya
Нижнее подчеркивание не имеет собственного смыслового значения в конструкции ЧПУ и может использоваться как замена пробела.
Поисковые системы понимают и тире «-», и нижнее подчеркивание «_». Используйте то, что ближе вам.
ЧПУ картинок, видео, документов
Когда поисковая система находит изображение или любой другой документ, она скачивает файл и анализирует всю информацию о нем. Название файла имеет большое значение, так как сообщает о его содержимом, что в случае с изображениями может быть единственным источником информации о нем. Аналогично ЧПУ адресов страниц, если изображение имеет название:
7982403.jpg
то оно передает меньше информации о своем содержимом, нежели изображение с ЧПУ названием:
ptichka-na-provode.jpg
Поисковые системы могут различить содержимое изображения по тематике страницы, по тексту, который окружает картинку, по атрибуту alt-картинки, по названию картинки, метаданным изображения, по сравнению изображения с другими похожими изображениями и т.д. Наша задача - придать как можно больше информации о изображении поисковой системе, чтобы она лучше индексировалась и передавала больше ценности контенту и странице. По сути, изображение на сайте тоже имеет свой уникальный адрес, является документом, как и страница сайта, и к нему применяются те же требования по ЧПУ. Так что ЧПУ картинок - мастхев.
Обязательно читайте подробную статью про SEO оптимизацию картинок.
Подведем итог
Мы можем использовать ключевые слова в названии страниц, чтобы упростить навигацию на сайте и понимание содержимого ссылки на сайт.
Поисковые системы понимают ключевые слова в ЧПУ, выделяют ЧПУ адреса в поиске, что в целом повышает релевантность страницы.
Посетители проще запоминают названия страниц, чаще заходят напрямую и делятся страницами с ЧПУ адресами.
Очень полезно и доходчиво рассказано о том, что такое ЧПУ и для чего они нужны. Спасибо!
Скажите, а нужно ли указывать в ЧПУ картинки кроме названия самого элемента еще и раздел, подраздел каталога например?
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить вашу работу во время навигации по веб-сайту. Из них файлы cookie, которые классифицируются как необходимые, хранятся в вашем браузере, поскольку они необходимы для работы основных функций веб-сайта. Мы также используем сторонние файлы cookie, которые помогают нам анализировать и понимать, как вы используете этот веб-сайт. Эти файлы cookie будут храниться в вашем браузере только с вашего согласия. У вас также есть возможность отказаться от этих файлов cookie. Но отказ от некоторых из этих файлов cookie может повлиять на ваш опыт просмотра.
Необходимые файлы cookie абсолютно необходимы для правильной работы веб-сайта. Эти файлы cookie анонимно обеспечивают основные функции и функции безопасности веб-сайта.
Cookie
Duration
Description
cookielawinfo-checkbox-analytics
11 months
Этот файл cookie устанавливается подключаемым модулем GDPR Cookie Consent. Файл cookie используется для хранения согласия пользователя на использование файлов cookie в категории «Аналитика».
cookielawinfo-checkbox-functional
11 months
Cookie-файл устанавливается в соответствии с GDPR, чтобы записать согласие пользователя на использование cookie-файлов в категории «Функциональные».
cookielawinfo-checkbox-necessary
11 months
Этот файл cookie устанавливается подключаемым модулем GDPR Cookie Consent. Файлы cookie используются для хранения согласия пользователя на файлы cookie в категории «Необходимые».
cookielawinfo-checkbox-others
11 months
Этот файл cookie устанавливается подключаемым модулем GDPR Cookie Consent. Файл cookie используется для хранения согласия пользователя на использование файлов cookie в категории «Другое».
cookielawinfo-checkbox-performance
11 months
Этот файл cookie устанавливается подключаемым модулем GDPR Cookie Consent. Файл cookie используется для хранения согласия пользователя на использование файлов cookie в категории «Производительность».
viewed_cookie_policy
11 months
Файл cookie устанавливается подключаемым модулем GDPR Cookie Consent и используется для хранения информации о том, согласился ли пользователь на использование файлов cookie. Он не хранит никаких личных данных.
Функциональные файлы cookie помогают выполнять определенные функции, такие как совместное использование содержимого веб-сайта в социальных сетях, сбор отзывов и другие сторонние функции.
Файлы cookie производительности используются для понимания и анализа ключевых показателей производительности веб-сайта, что помогает улучшить пользовательский интерфейс для посетителей.
Аналитические файлы cookie используются для понимания того, как посетители взаимодействуют с веб-сайтом. Эти файлы cookie помогают предоставить информацию о таких показателях, как количество посетителей, показатель отказов, источник трафика и т.д.
Рекламные файлы cookie используются для предоставления посетителям релевантной рекламы и маркетинговых кампаний. Эти файлы cookie отслеживают посетителей на веб-сайтах и собирают информацию для предоставления персонализированной рекламы.
Комментарии
Очень полезно и доходчиво рассказано о том, что такое ЧПУ и для чего они нужны. Спасибо!
Скажите, а нужно ли указывать в ЧПУ картинки кроме названия самого элемента еще и раздел, подраздел каталога например?
Исправьте, пожалуйста, в тексте слово «транслитезация». Правильно: «транслитерация».
Спасибо за статью.