Отрабатываем негатив в отзывах правильно: 4 важных момента
Работа с негативными комментариями – искусство тонкое и требующее индивидуального подхода в каждом случае. Однако можно выделить основополагающие аспекты такой работы, которым нужно уделять внимание в каждом случае. Давайте вместе разберемся, что же это за лайфхаки такие.
В ваших ответах должна быть эмпатия
Практически всегда за негативным отзывом стоит какой-то неприятный опыт. Согласны, проблема может быть абсолютно не критичной – но тем не менее она доставила вашему клиенту отрицательные эмоции. И первое, что вы должны сделать, – разделить это неудовольствие. Для этого:
- Представьте, что описанная в отзыве ситуация произошла с вами
- Представьте свои эмоции и ощущения от произошедшего
- Будьте беспристрастны – забудьте, что речь идет о ваших предложениях
После этого отразите спроецированные чувства в ответе на комментарий.
И помните, что эмпатия плохо вяжется с шаблонными ответами. Если вы будете отвечать стандартными фразами, то клиент едва ли почувствует, что вы понимаете его неудовольствие. И ни в коем случае не начинайте сразу оправдываться! В случае с реальными негативными отзывами (заметьте – реальными!) сначала нужно признать ошибку, а затем предложить найти выход из сложившейся ситуации.
А как быть, если ошибка не совсем ваша? Например, если пользователь приложения жалуется, что не приходит СМС-подтверждение операции, которое должен отправить банк. Опять же – сначала нужно признать проблему. Сразу переводить стрелки на банк не следует – в конце концов, пользователю не должно волновать, на чьей именно стороне проблема. Он столкнулся с ней в приложении и потому пишет его разработчикам.
В такой ситуации подходящий алгоритм ответа выглядел бы так:
- Разделяем неудовольствие пользователя и извиняемся – да, даже если вина, скорее всего, не ваша
- Запрашиваем у пользователя информацию для проверки, все ли правильно функционирует на нашей стороне
- Говорим, что сделаем все от нас зависящее, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию
Так мы покажем клиенту, что его проблемы нам не безразличны и что мы готовы ему помочь в рамках своих возможностей. Заметьте, мы не пообещали, что точно решим проблему, – ведь она может быть на другой стороне. Но тем не менее пользователь почувствует заботу о себе. А это очень ценно.
Вникайте в суть написанного
Казалось бы, очевидная вещь. Однако на практике нередко встречается что-то такое:
– Клиент указывает в своем отзыве несколько несколько недостатков
– Компания же реагирует лишь на одно из таких замечаний, игнорируя другие
Например, человек в отзыве на кафе пишет, что была сильно громкая музыка, блюда готовили долго, а на вкус они были как будто не свежие, а просто разогретые в микроволновке. И хозяин кафе, отвечая гостю, пишет, что по вечерам у них всегда музыкальная программа. Ни “Здравствуйте”, ни признания своих ошибок. Просто констатация: “У нас каждый день музыкальная программа”. Согласитесь, что автор отзыва не интересовался, как часто в кафе играет музыка. У него были совершенно другие претензии – но хозяин заведения не ответил ни на одну из них. А предоставленный ответ можно трактовать как “Не нравится – не ходи”. Фактически клиент остался один на один со своими претензиями.
А вот как бы можно было ответить на отзыв, чтобы перевести негатив в конструктив:
“Здравствуйте, [имя]! Спасибо вам за то, что дали обратную связь. Приносим свои извинения за случившееся, мы обязательно во всем разберемся. Напишите, пожалуйста, на электронную почту [адрес] дату и примерное время посещения нашего кафе. Так мы сможем понять, кто именно работал в этот день на кухне и почему возникла задержка.
Что касается свежести блюд, то можем заверить вас, что мы всегда подаем только свежие блюда. Но мы обязательно проверим по камерам видеонаблюдения, как работала кухня в тот день.
По громкости музыки также принимаем ваше замечание и передадим информацию нашему диджею и администратору.
Понимаем, что сейчас у вас от визита к нам остались неприятные впечатления и едва ли вы порекомендуете наше кафе друзьям и близким. Однако надеемся, что вы еще дадите нам шанс и следующие визиты к нам оставят только положительные эмоции.
Спасибо вам за ценную обратную связь! До новых встреч!”
Что мы сделали:
- Начали с приветствия и признания ошибки
- Попросили рассказать подробнее о визите – при этом постарались увести коммуникацию в отдельный канал
- Рассказали, что именно мы сделаем для исправления ситуации
- Сообщили, что все замечания будут приняты к сведению
- Пригласили клиента прийти к нам еще раз, чтобы убедиться, что случившееся – не более чем исключение из правил
Отвечая на негатив, всегда отвечайте на все озвученные замечания. Игнорирование тех или иных минусов всегда воспринимается как признание в неспособности устранить их. Дескать, да, есть такое дело, но с этим ничего не поделать. Поэтому просто не будем замечать. Заведомо проигрышная стратегия.
Никогда не ставьте себя выше клиента
При отработке негатива ни в коем случае не используйте покровительственный тон. И тем более не намекайте на то, что клиент сам во всем виноват. Помните, что проблема клиента – это ваша проблема. В прямом смысле. Если от обращения к вам у человека остались негативные впечатления, то это значит, что у вас не все гладко. Потому что вы должны позаботиться о том, чтобы клиенты оставались довольны. Концепция “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих” тут вообще не работает.
Кроме того, если человек пишет негативный отзыв, то в большинстве случаев он хочет быть услышанным. И ваша задача показать в своем ответе, что да, вы слышите человека, понимаете его неудовольствие и постараетесь исправить все недочеты в своей работе.
Не перебарщивайте с использованием шаблонов
Иметь шаблоны ответов для различных ситуаций – это, безусловно, хорошо. Но точно не стоит на каждый отзыв отвечать одними и теми же формулировками. Тем более если речь идет о негативе.
Запомните: отвечая одними и теми же словами, вы показываете, что вы не читаете отзывы. Значит, и мнение клиентов вам безразлично. А это едва ли не хуже, чем просто игнорирование отзывов.
Рандомный пример неуместного использования шаблонов:
– Пользователь пишет, что у него при использовании приложения постоянно вылетает сообщение об ошибке
– Разработчик пишет стандартное “Здравствуйте. Сожалеем, что случилась такая ситуация. Свяжитесь с нами, чтобы мы могли уточнить детали”
Казалось бы, и поздоровались, и извинились, и подробности запросили. Почему плохо? Как минимум, потому что это “неживой” ответ. Это универсальная формулировка, которая подойдет к любому отрицательному отзыву. А здесь, напомним, важна индивидуальность. Тем более пользователь указал, с какой именно проблемой он столкнулся. Поэтому и ответ нужно делать под конкретную ситуацию.
А вот как можно было ответить для более конструктивной коммуникации:
“Здравствуйте. Спасибо вам за обратную связь. Сожалеем, что вы столкнулись с этой ошибкой. Мы хотим помочь вам, для этого, пожалуйста, пришлите нам на почту [пишем адрес] подробное описание действий, приводящих к ошибке, и по возможности скриншот уведомления. Постараемся разобраться в причине бага и устранить его.”
Мы сделали акцент на боли конкретного пользователя, описали то, как мы готовы помочь именно ему. Да, не исключено, что с этой ошибкой сталкиваются и другие пользователи – но мы сейчас ответили именно тому человеку, который нам рассказал о своей проблеме.
В результате конкретный клиент чувствует, что его боль вам не безразлична. А другие, в том числе потенциальные клиенты, прочитав отзывы о вас и ваши ответы на них, увидят, что вы реально читаете отзывы. И даете полноценный ответ, а не просто стандартные отписки. А это большой плюс к вашей репутационной карме.
Чек-лист по отработке негативных отзывов
В качестве бонуса предлагаем вам чек-лист, по которому вы сможете проверить, насколько эффективно вы работаете с негативом:
- Начинайте с приветствия. Если автор отзыва подписался, то добавьте к “Здравствуйте” обращение по имени. И да, “Здравствуйте” – это лучший вариант приветствия
- Будьте эмпатичны. Всегда старайтесь примерить на себя чувства и эмоции клиента. В этом случае ваш ответ будет более честным
- Признавайте ошибки. Это абсолютно нормально для компании любого уровня
- Вникайте в суть изложенного. Не просто в общее содержание, а в каждый затронутый нюанс
- Отвечайте на каждый из тезисов автора – если человек написал об этом, значит, это для него важно
- Предложите вариант исправить ситуацию – как минимум, сделать то, что в ваших силах
- При необходимости запрашивайте у автора отзыва дополнительные сведения – и поясняйте, для чего именно они нужны
- Что бы ни писал клиент, никогда не используйте модель поведения “Сам дурак”
- Излишняя слащавость и подхалимство – тоже плохо. Оставайтесь конструктивны
- Общайтесь с клиентом уважительно, на равных
- Отвечайте понятным языком
- Сохраняйте человечность. Использовать нейросети для генерирования ответов на отзывы можно и нужно – но в ваших ответах пользователи должны видеть, что общаются с человеком, а не с машиной
- Старайтесь перевести общение в нейтральную, а лучше в положительную тональность. Помогите клиенту, после чего попросите его изменить оценку
Итого общий вывод такой: оставайтесь людьми. Помните, что никто не идеален – и ваш бизнес в том числе. В конце концов, если клиент остался недоволен, то это, прежде всего, ваша проблема. И в ваших силах постараться устранить ее.
Да, возможно, вам сложно понять боль конкретного пользователя или человек оставил неконструктивный отзыв. Но даже в такой ситуации старайтесь проявить эмпатию и найти способ урегулировать конфликт. В конце концов, игнор или попытки спорить только разозлят автора отзыва. И он с большой вероятностью оставит о вас еще больше негатива. А вам же это ни к чему, верно?
Комментарии