Практически любая профессия подразумевает накопление готовых проектов: начиная от дизайнеров и заканчивая маркетинговыми аналитиками. В процессе накопления опыта мы улучшаем и визуализацию своих работ, их логическое и смысловое наполнение, совершенствуем свою коммуникацию и способность выйти из сложных или даже конфликтных ситуаций по ходу проекта.
Собирать портфолио важно не только при поиске работы, прикрепляя его к резюме. Запомнить все успешные проекты, закрытые за карьеру, просто невозможно, а искать в бесконечных папках визуалы — очень тяжелый труд. HR-ы советуют “коллекционировать” свои работы по мере их накопления, и здесь есть весомый плюс: пока ваши воспоминания о важных мелочах свежие, вы сможете подробно описать успех закрытого проекта.
Unsplash
Но как правильно расставить по логическим полочкам все собранные в одном месте проекты, чтобы портфолио было не только насыщенным, но и удобным для восприятия? Давайте вместе разберемся!
Проведите инвентаризацию
Проекты бывают разные, и каждый из них дорог нашему профессиональному сердцу. Но для того, чтобы о вас сложилось правильное мнение, как о специалисте, совсем не обязательно ставить на первую страницу портфолио свой баннер 10-летней давности, созданный в онлайн-фотошопе. Безусловно, показать свой рост, как профессионала, очень важно, но не менее важно определить цель демонстрации ваших трудов. Если первостепенная задача заключается в формировании мнения о вашем нынешнем уровне, то самое время провести инвентаризацию вашего портфолио. Что важно сделать?
- Распределить проекты, в зависимости от вашей должности в момент их закрытия. Например: если вы росли по карьерной лестнице от джуниора до сеньора, то проекты можно поделить на 3 категории: закрытые джуном, закрытые миддлом и закрытые сеньором.
- Расставить уровень сложности каждого из проектов. Да, у джунов тоже бывают очень сложные работы, как и очень легкие у сеньоров. Определите для себя единую шкалу, например, от 1 до 5. Советуем быть очень объективными.
- Архивируйте откровенно неудачные или устаревшие проекты — оставьте их для себя на память, без сентиментальной демонстрации потенциальному работодателю.
Unasplash
После ревизии можно приступать к формированию пула проектов, которые войдут в финальную версию вашего портфолио. Советуем брать именно те работы, которые вызывают гордость у вас и демонстрируют конкретный, объективный результат, повлиявший на бизнес-цели клиента. В портфолио обычно берут от 3 до 15 работ, поэтому отбор должен быть критичным.
Распределите проекты по клиентским запросам
Клиенты, как и их цели, бывают разные. Но для грамотной каталогизации портфолио придется находить единые цели для объединения проектов по направлениям. Рассмотрим на примере копирайтера: в карьере такого специалиста могут быть как заголовки для наружной рекламы, так и UX-тексты. Распределите ваши работы в зависимости от конечной цели, с которой пришел клиент. Это могут быть разделы из разряда: SEO, печатная реклама, UX, Digital и так далее. У менее креативных специалистов, например, аналитиков, это могут быть исследования, направленные на изучение ЦА, рынка или ситуативные опросы.
Самое главное в этом пункте — показать широкую область применения ваших профессиональных навыков. Продемонстрируйте, что вы умеете работать с разными задачами и запросами клиентов.
Разделите то, что нельзя объединить
Этот пункт вытекает из предыдущего: многие проекты можно объединить по тематике, но совершенно нельзя по направлению деятельности. С такой проблемой чаще всего сталкиваются контент-менеджеры: в их обязанности входит достаточно большое количество разноплановых задач. Что делать в таком случае?
Unsplash
Создать несколько портфолио по конкретным направлениям. Например, если в вашей карьере вы писали тексты, готовили визуалы, вели социальные сети и писали стратегии, то, как минимум, вы можете сделать для себя 4 портфолио. Они не обязательно должны содержать в себе 100+ проектов, вы можете продемонстрировать по 2-3 ярких и эффективных работы. Это упростит жизнь не только HR-менеджеру, но и вам — так вы сможете податься и в шеф-редактора, и в стратега, и в SMM-менеджера. Более того, с такой четкой сегментацией будет удобнее находить конкретные проекты среди большого количество успешных работ.
Придумайте единую подпись для проектов
Просто разместить удачный текст или красивый дизайн — мало. Клиент или работодатель должен понимать, что именно вы делали в рамках проекта. Чтобы не расписывать “полотно” текста, можно придумать компактную и понятную подпись к каждому из проектов. Например:
- Клиент. Тут не обязательно писать названия компаний, если вы не можете распространять эту информацию. Достаточно указать сферу работы, например “Автодилер” или “Застройщик”.
- Задача. Коротко описываем запрос, с которым пришел клиент. Можно сделать более конкретный заголовок, например “10 лидов в месяц, план — 100”
- Сроки выполнения. Даты по ведению/закрытию проекта.
- Моя роль. Конкретно пишем, чем занимались: брифовали, рисовали, писали, сопровождали и т.д.
- Результат. Добавляем еще немного фактов, что изменилось после вашего участия в проекте? Выросло количество лидов — отлично, указываем!
В некоторых работах важно описывать не только конкретику, но и добавлять эмоциональное содержание. Например, если арт-директор работал с разработкой концепции, важно прикрепить емкое описание того, что было придумано. Главная идея для единой подписи проектов — правильное донесение ключевой пользы закрытого вами проекта.
Добавьте содержание и гиперссылки
Этот пункт значительно упрощает взаимодействие с вашим портфолио. В самом начале вы можете показать весь объем работы, который можно посмотреть в вашем сборнике проектов. Гиперссылки полезны для мгновенного перехода на заинтересовавший клиента или работодателя проект. Вместо длинного скролла он сразу попадет на нужную страницу.
Unsplash
Не советуем использовать гиперссылки на Яндекс.Диск и другие облачные хранилища для демонстрации работ. Все-таки все проекты должны быть собраны в доступном формате в единой презентации или на сайте-визитки.
А вы работаете со своим портфолио? Делитесь в комментариях!
Комментарии