Все чаще в статьях про развитие профессиональных навыков и в требованиях вакансий можно встретить понятия soft skills и hard skills. Как различать эти навыки и какие из них все-таки важнее - давайте разберемся.
Hard skills
В дословном переводе hard skills обозначают “жесткие навыки” - это компетенции сотрудника, которые можно количественно и качественно оценить и проверить. К жестким навыкам относятся, например, знание пакета Adobe, способность рассчитать кредиторскую задолженность или умение работать в 1С. Hard skills также необходимы в IT-сфере - знание html, css и владение важными софтами.
Источник: Unsplash
Если вы видите в описании вакансии перечень жестких навыков - советуем обратить на него внимание, особенно в позициях выше джуниора. В большинстве случаев владение hard skills непосредственно влияет на то, сможете ли вы справиться с этой работой или нет. Например, программист 1С, не имеющий в своем арсенале жестких навыков создания отчетов выгрузки из базы, не сможет приступить к выполнению своих обязанностей.
Несмотря на вечные споры работодателей, какие же навыки важнее, существуют профессии, в которых жесткие скиллы являются необходимым требованием к кандидатам. Например, профессии науки и биологии. Физики-ядерщики, инженеры, хирурги или химики не смогут выполнять свою работу за счет коммуникабельности и целеустремленности.
Основной особенностью hard skills является возможность любого человека (при должном желании, способности и целеустремленности) им обучиться. Чего нельзя сказать о soft skills.
Soft skills
Или “мягкие навыки” - психологические и коммуникативные навыки человека. К ним можно отнести способность ладить с людьми, эмпатию, открытость, доверие и умение делегировать. Эти скиллы влияют не только на способность работать в коллективе - на современном HR рынке есть множество профессий, которые зависят от эмоционального интеллекта человека. Например, в сфере продаж, политики, обучения и маркетинга мягкие навыки играют большую роль. Умение договариваться и способность адекватно делегировать задачи - неотъемлемые качества хорошего руководителя.
Источник: Unsplash
Soft skills также являются обязательным требованием для компаний с хорошо развитой и приоритетной корпоративной культурой. В таких компаниях HR часто проводят психологические тестирования для понимания темперамента потенциального кандидата и его способности разделять общие ценности.
К сожалению (или к счастью) обучиться мягким навыкам намного сложнее, чем жестким. А в некоторых случаях, например, если человек - интроверт, практически невозможно. Безусловно нас окружает множество курсов по развитию харизмы, уверенности в себе и мотивации, но давайте будем честными - особенности характера и коммуникативности никто не отменял. Более того, soft skills намного тяжелее оценить и измерить - у них нет количественных показателей, кроме как психологических тестирований, которые отличаются, в зависимости от подхода самого автора теста.
Что важнее?
Прежде всего стоит отметить, что soft skills относят к более обширному понятию эмоционального интеллекта. Наиболее понятно про это направление написал Даниэл Гоулман в своей книге “Эмоциональный интеллект и почему он может значить больше, чем IQ”. Ученые на протяжении многих лет исследуют особенности человеческого интеллекта и характера. И тем не менее, вопрос остается открытым- кто важнее - профессионал своего дела с нетерпимым и ужасным характером или добрый, открытый и амбициозный начинающий сотрудник?
Источник: Unsplash
На важность наличия hard и soft skills влияет несколько факторов:
- Конечная цель работы сотрудника. У каждой профессии и направления деятельности организации есть свои KPI. У хирурга - спасение жизни, у PR - публикация статьи в известном журнале. И здесь уже намного проще оценить важность жестких и мягких навыков. Если конечная цель зависит от профессионализма, то жесткие навыки преобладают (хотя, можно бесконечно выстраивать цепочку логических событий - хирургу может быть необходимо договориться о реанимационной палате с медсестрами, а для этого с ними нужно быть в хороших отношениях и так далее). Если же цель задачи заключается в способности вовремя договориться или удачно провести деловую встречу - soft skills в таком направлении намного важнее.
- Корпоративная культура компании. Существуют “бирюзовые компании” - в них каждый сотрудник сам отвечает за свой фронт работы, минимально отчитывается перед руководством и может выбрать удобный формат для реализации стратегических целей. Но если в компании взаимодействие с коллективом, пиво по пятницам и пребывание в офисе 5/2 является важной составляющей работы - soft skills здесь просто необходимы.
Источник: Unsplash
- Соотношение жестких и мягких навыков у человека. Как говорится, “быть добрым - это не профессия”. При поиске работы каждому сотруднику необходимо понимать, что если у него минимальный набор hard skills, то в таком случае он должен быть максимально коммуникативным и амбициозным. Как минимум для того, чтобы не стесняться просить о помощи, быть готовым обучаться и показывать свое стремление в развитии профессии. А профессионал, владеющий жесткими скиллами на 5+ должен понимать, что ему все равно придется присутствовать на планерках и хотя бы раз в день уточнять у коллег статус текущих задач.
- Позиция в профессии. На начальных позициях мягкие навыки намного важнее, чем владение необходимыми софтами и программами. Адекватный работодатель, нанимая человека на начальную позицию с соответствующей зарплатой понимает, что обучение неизбежно. Но чем выше позиция требуется, тем больше hard skills понадобятся для дальнейшей работы. Исключение - это руководящие позиции. Как мы говорили ранее, руководитель, который не умеет общаться, делегировать и нести ответственность за своих сотрудников - плохой руководитель. Именно поэтому высшие позиции в любой сфере требуют равных пропорций hard и soft skills - быть хорошим специалистом при обязанности руководить людьми - мало.
Жесткие и мягкие скиллы зависят от многих факторов, но развиваться в своей профессии и познавать свои способности - очень хорошая идея для любого направления деятельности. А как вы считаете - что важнее - умение общаться или владение программами?
Комментарии