Жесткие дедлайны, строгие клиенты, завал по отчетам, ссоры с бухгалтерией - ежедневно, в процессе работы, мы сталкиваемся со множеством ситуаций, влияющих на нашу нервную систему. И как следствие - на ментальное здоровье. Давайте разберемся, как работодатель может помочь своим сотрудникам быть психологически устойчивее и здоровее.
Все начинается изнутри
Даже при самых добрых и отзывчивых клиентах сотрудника может преследовать чувство дискомфорта на работе. И связано это, прежде всего, с коллективом и руководством компании, а также с условиями труда. Любой управленец знает, что отследить сплетни, травлю или хамство не всегда бывает просто. Но именно разногласия в коллективе могут послужить отправной точкой для ментальных проблем. Для того, чтобы следить за атмосферой на рабочем месте, HR-специалисты предлагают несколько способов:
Источник: Unsplash
- Ежеквартальные анонимные опросы. Анонимность в таком опроснике - это ключевой фактор, который гарантирует честность и открытость сотрудников. Для лучшего понимания, в каком направлении деятельности компании есть проблема - оставьте поле выбора отдела. В опросник можно включить как общие вопросы (из разряда: комфортно ли вам на рабочем месте?; нравится ли вам коллектив?; замечали ли вы плохое отношение к себе?), так и более личные (например: чувствуете ли вы негативное влияние коллег?; сталкивались ли вы с травлей в коллективе?)
- Удаленный или штатный психолог. Большие компании уже давно практикуют этот способ ментальной помощи сотрудникам. Возможность обратиться к специалисту позволяет коллегам не копить обиды, прислушиваться к себе и учиться обсуждать сложные ситуации
- Личные беседы с руководством. Здесь нужно быть очень аккуратным и осознавать, что вы - не врач, а цель вашего разговора - узнать, насколько сотрудник удовлетворен своим положением в компании. Не стоит переходить на личное и пытаться вытащить коллективные тайны - ментальное здоровье зависит в том числе и от карьерных успехов
- Четкое понимание набора необходимых качеств для кандидата. Это актуально для тех, кто собирает дружный и понимающий коллектив. Если 70% ваших коллег находятся на одной волне взаимопонимания, открытости и доброты, то нанимать закрытого молчуна будет ошибкой - вы сделаете плохо не только коллективу, но и ему самому. Четко обозначайте с HR психологический портрет кандидата - тогда шансы подорвать дружность коллектива сводятся к минимуму.
Источник: Unsplash
Для комфортной рабочей обстановки недостаточно вкусняшек и бесплатного чая - каждый сотрудник должен осознавать свой вклад в общее дело, понимать требования руководства, спокойно общаться на одной волне с коллегами и чувствовать себя в безопасности.
Будьте гибкими
Сказка о том, что для сотрудников требуется жесткий контроль, дисциплина и отсутствие day-off уже давно осталась в прошлом. В ментально здоровом коллективе каждый сотрудник понимает - его окружают взрослые, ответственные люди, которые выполняют свои обязанности и работают на благо компании. Никто не будет работать бесплатно или терпеть “военный” строй - по крайней мере, в современных компаниях.
Не бойтесь быть гибкими со взрослыми людьми - ведь у адекватных сотрудников такое отношение всегда взаимно. Сегодня вы отпустите коллегу на два часа пораньше, а завтра он спокойно задержится, если потребуется срочно закрыть задачу. Доверие - залог успешных и здоровых отношений.
Ментальное спокойствие заключается, в том числе в безопасности - это вторая ступень пирамиды потребностей Маслоу. Если сотрудник боится уйти пораньше, сделать перерыв на чай, проявить инициативу в выполнении задачи - это негативно влияет на весь дальнейший рабочий процесс.
HR-специалисты крупных компаний советуют предоставить сотрудникам Day-off - день, когда можно выдохнуть, выбраться на природу или просто заняться своими делами (обращаем внимание - такой день предоставляется вне отпуска). Количество таких дней зависит от работодателя. Таким образом вы даете возможность коллегам самостоятельно разобрать ментальные проблемы, беря небольшой перерыв. Поверьте - адекватные и ответственные сотрудники не будут злоупотреблять таким бонусом, а лояльность к работодателю будет только расти.
Познакомьтесь с теми, с кем работаете
Каждый сотрудник компании - это отдельная личность, со своими ценностями, ориентирами и планами. Если коллектив не знает, кто в нем работает - он превращается в обезличенную толпу, которой будет проблематично выполнять общие цели. Мы не говорим о тренингах и мастер-классах из разряда “Как стать большой дружной семьей” - граница работы и личной жизни должна быть у всех. Но совместный поход в кафе, корпоративы и тимбилдинги заметно повышают лояльность к компании и объединяют людей общими целями и задачами. К тому же, это отличный шанс научится быть спокойнее и увереннее при общении с коллегами - разговаривать с товарищами намного проще, чем с незнакомыми людьми.
Если проблема уже есть
Если конфликтная ситуация уже произошла, и нервы коллег пошатнулись - подойдите к ситуации максимально объективно. Будьте готовы - у каждого будет своя правда, и ваша цель - не переубедить участников конфликта, а выслушать стороны и понять, почему такая ситуация вообще возникла.
Источник: Unsplash
Сбор мнений по проблеме - лучший способ избежать ее повторения в дальнейшем. Возможно, у вас хромает обратная связь между отделами или сотрудники не готовы к делегированию своих задач. В любом случае переубеждать взрослых специалистов - не задача руководителя.
Также советуем быть лояльным (и, будем честными - прогрессивным) руководителем, и спокойно реагировать на больничные листы с указанием ментальных проблем. Частая ситуация в российских компаниях - обесценивание эмоционального выгорания и депрессии. А это очень серьезная причина для отдыха и дальнейшего восстановления сил.
Обращаем ваше внимание - автор статьи не врач, а статья носит информационно-познавательный характер. Если вы столкнулись с ментальными проблемами - пожалуйста, обратитесь к специалисту!
Комментарии
Спасибо 🙂