В портфолио у любого профессионала есть солидный набор разнообразных проектов: сложные и простые, дорогие и бюджетные, громкие и провальные, удачные и неудачные. Благодаря такому “ассортименту”, ошибки превращаются в опыт, а пул клиентов увеличивается (как и увеличивается черный список подрядчиков и отраслей, с которыми вы не готовы работать).
Как конвертировать ошибки и недоразумения, с которыми вы столкнулись, в ценные навык и опыт? Можно ли сделать то же самое с позитивными моментами в проекте? Давайте разберемся.
Этап брифа
То, с чего начинается любой проект - любимый и незаменимый бриф. Даже если ваш документ максимально структурирован, продуман и подробен, все клиенты заполняют брифы по-разному. У кого-то нет времени на описание своей отрасли, кто-то забывает про размеры баннеров, а какие-то клиенты и вовсе стараются отсрочить этап заполнения ТЗ. Какой опыт можно вынести, проанализировав этап брифования в своих проектах?
- Структура и вопросы в брифе. Если вы столкнулись с тем, что вопросов, которые есть в вашем ТЗ недостаточно, чтобы специалист приступал к работе - это знак к тому, что документ необходимо переработать. В идеале - на каждую задачу составляется отдельный, индивидуальный бриф. В крупных компаниях ТЗ разделяют не только по задачам и отделам, которые будут работать с клиентом, но и по отрасли, которая пришла к вам с запросом.
- Время, которое уходит на заполнение. Сроки прохождения каждого этапа проекта определяются обеими сторонами. Если вы понимаете, что 2 недели на бриф - это тот срок, из-за которого весь проект может просесть по времени, обозначьте это при следующей работе с клиентом.
- Юридическое подкрепление. В профессиональной картине мира, бриф - это составляющая договора. И клиент, и вы подписываетесь под тем, что первый заполнил ТЗ, а второй его принял. В юридических документах вы не только можете зафиксировать требования заказчика, но и обозначить свои условия - сроки, количество итераций правок и другие тонкости. Чем больше вы укажете в основном договоре, тем больше у обеих сторон будет объективных аргументов во время работы.
Unsplash
- Личное участие и помощь при заполнении. Будем честными - не все клиенты сразу понимают, о чем их спрашивают в брифе, особенно, когда речь идет об узконаправленных профессиональных вопросах. Зачастую, чтобы этап брифа прошел безболезненно и для вас, и для клиента - можно вместе заполнить некоторые пункты. Вы зададите все важные вопросы, а клиент сможет объяснить то, что он от вас хочет.
Проанализировать этап брифинга не сложно - фиксируйте негативные и позитивные моменты, отмечайте, что получилось сделать в срок, записывайте, с какими сложностями столкнулись из-за недостатка информации в ТЗ, а после - сделайте объективный вывод.
Этап работы над проектом
Процесс выполнения поставленных задач, дизайн, настройка рекламы, написание текстов - после брифа начинается одна из самых объемных частей проекта. Во время реализации поставленных целей, может возникнуть множество направлений, которые важно проанализировать для дальнейшей комфортной работы:
- Рабочая группа. Подбирая ответственных специалистов под проект, вы можете столкнуться с тем, что даже самая сильная команда ошибается или недорабатывает. Чтобы такого в дальнейшем не было, важно учитывать не только уровень профессионализма, но и эмоциональную составляющую, интерес специалиста к отрасли, стрессоустойчивость (как бы не бесило это слово, но у разных коллег разный уровень устойчивости к форс-мажорам), а также способность каждого специалиста работать в конкретной рабочей группе.
- Сроки каждого этапа и обратной связи. Чем больше мы работаем над проектами, тем лучше понимаем, сколько должна занимать работа с комментариями и время ответа клиенту. Аналогичная ситуация работает и в обратную сторону - если клиент не отвечает 2 недели, а потом требует соблюдения сроков - работа не получится. Во время работы над ошибками стоит обратить внимание на эти тонкости, чтобы впоследствии фиксировать сроки в договоре и в коммуникации.
Unsplash
- Эмоциональная составляющая. Если объективные вопросы закрываются с помощью юридических документов и обсуждений, то субъективные факторы работы обычно не лежат на поверхности. Попробуйте проследить эмоциональное состояние всех участников во время проекта: как клиент реагирует на команду, вежливы ли сотрудники, в каком формате удобнее вести коммуникацию, как правильнее обозначать условия работы и другие вещи.
- Согласование. Даже такой волнительный и болезненный процесс можно сделать адекватным, понятным и комфортным для всех участников. Проанализируйте, в каких случаях чаще бывают проблемы с согласованием, в каких каналах коммуникации лучше фиксировать факт согласования и где чаще всего возникают правки.
Еще один очень хороший способ работы над ошибками - сбор обратной связи как с внутреннего клиента (сотрудника, работавшего над проектом), так и с внешнего (клиента, который оплатил услугу). Узнайте из первых уст, с какими сложностями столкнулись участники процесса, что понравилось, а что вызвало дискомфорт. Помимо собственных наблюдений у вас будет первичная обратная связь, которая дополнит картину.
Работа над ошибками и совершенствование рабочего процесса - важная составляющая для любой компании. А вы анализируйте результаты своей работы?
Комментарии